Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 7 апреля 2017г. №03-02-08/20918.

Подтверждена возможность перечисления налога за налогоплательщика иным лицом.

Кодексом не предусмотрены ограничения по возможности уплаты налогов за налогоплательщиков как физическими лицами, так и юридическими лицами.

Информация Федеральной налоговой службы от 29 марта 2017 г.

С физического лица, умышленно обанкротившего предприятие, можно взыскать ущерб по налогам

Конституционный Суд Российской Федерации поддержал позицию налоговиков, взыскавших в судебном порядке ущерб с фактического руководителя, который довел предприятие до банкротства, уклоняясь от уплаты налогов.

Гражданин обратился в Конституционный Суд, посчитав, что нарушаются его конституционные права, поскольку он не получил экономической выгоды от уклонения уплаты от налогов с юридического лица.

Ранее в ходе судебных разбирательств было доказано, что именно фактический руководитель, а не номинальный директор предприятия умышленно уклонился от уплаты налогов в особо крупном размере, тем самым причинив ущерб государству. Суд установил, что собственник фактически контролировал деятельность предприятия, несмотря на то, что не являлся его директором. Контролирующее предприятие лицо привлекло фирму-однодневку, которая использовалась для уменьшения суммы уплачиваемых налогов от предприятия.

Предприятие не смогло заплатить доначисленные налоги, в результате налоговые органы подали заявление о его банкротстве. По итогам процедуры банкротства предприятия задолженность также не была погашена.

Суд установил как вину контролирующего предприятие лица, так и причинно-следственную связь между его действиями и ущербом, причиненным государству. В результате именно фактический руководитель признан виновным в уклонении предприятием от уплаты налогов.

Конституционный Суд отказал в рассмотрении жалобы гражданина, указав, что Конституция одинаково защищает государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе имущественные права государства как потерпевшего от преступления.

Принятое решение позволит налоговикам продолжить взыскивать ущерб в пользу государства с недобросовестных руководителей и бенефициаров организаций, уклоняющихся от уплаты налогов с предприятий.

Федеральный Закон от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 45 НК РФ дополнена положениями, позволяющими осуществление уплаты налогов за налогоплательщика третьими лицами:

Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.16 г. по делу N А40-571/16-20-3

Подтверждена правомерность взыскания налогов, недоплаченных одной организацией, с другой зависимой с ней организации

Суд установил, что налогоплательщик и третье лицо (далее - Общество) являются взаимозависимыми лицами, и налогоплательщик в результате вывода активов на Общество фактически уклонился от обязанности по уплате налогов (пени и штрафов).

Судом были установлены следующие признаки наличия взаимозависимости и согласованности действий между налогоплательщиком и Обществом:

Общество было зарегистрировано через несколько дней после привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, после чего он фактически перевел все активы в другое юридическое лицо;

- переход сотрудников налогоплательщика в Общество;

- тождественность вида деятельности; использование "технических" фирм;

- перечисление денежных средств на расчетный счет Общества за работы, выполненные налогоплательщиком;

- перезаключение Обществом договоров с бывшими контрагентами налогоплательщика.

На основании перечисленных обстоятельств суд сделал вывод, что тождественность вида деятельности, перезаключение договоров с контрагентами, перечисление выручки, которая ранее перечислялась налогоплательщику, в отношении которого проводилась налоговая проверка и др., согласно складывающейся судебно-арбитражной практике свидетельствуют о наличии признаков зависимости и переводе деятельности с налогоплательщика на Общество. Таким образом, суд пришел к выводу, что изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствовали о зависимости между налогоплательщиком и Обществом, а также о согласованности их действий по неисполнению налоговых обязательств налогоплательщиком посредством заключения новых договоров с теми же контрагентами.

Решение арбитражного суда не было обжаловано в вышестоящей инстанции.

Определение ВС РФ от 14.09.15 г. N 306-КГ15-10508

Подтверждена правомерность взыскания налогов, недоплаченных одной организацией, с другой зависимой с ней организации

В рассмотренной судом ситуации незадолго до выездной налоговой проверки налогоплательщика было создано новое юридическое лицо - общество с аналогичным названием (далее - Общество), теми же видами деятельности и с тем же информационным интернет-сайтом. При этом штат сотрудников налогоплательщика был переведен в штат Общества.

Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 9 ноября 2016г. №СД-4-3/212016@.

Разъяснен порядок указания в титульных листах налоговой отчетности кодов видов экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года Приказа Росстандарта от 31.01.2014г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» и отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001.

В титульных листах налоговых деклараций и сведений за 2016 год, которые будут представляться в налоговый орган в 2017 году, необходимо указывать код по ОКВЭД2 ОК 029-2014.

При представлении уточненных налоговых декларации и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который указан в первичных налоговых декларациях и сведениях.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 08.10.2012г. N 03-02-07/1-243 «О представлении уточненной налоговой декларации по НДС и налогу на прибыль организаций в случае обнаружения ошибок в поданной единой (упрощенной) налоговой декларации»:

Согласно рассмотренной в письме ситуации за период, в котором организация представила единую (упрощенную) декларацию, выявлены объекты налогообложения по НДС и налогу на прибыль.

В данном случае необходимо подать уточненную налоговую декларацию. К последней могут относится декларации по НДС и налогу на прибыль, представленные организацией за те же налоговые периоды, что и единая (упрощенная) декларация.

Письмо Федеральной налоговой службы России от 23.10.2012г. № БС-2-11/666@ “О порядке исчисления имущественных налогов несовершеннолетними детьми”:

Разъяснено, что налоговое законодательство РФ не предусматривает факта признания физического лица плательщиком налогов в зависимости от возраста, имущественного положения и иных критериев.

Налоги в отношении имущества несовершеннолетних детей уплачивают их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители. Последние управляют данным имуществом, в т. ч. исполняют обязанности по уплате налогов (транспортного, земельного, на имущество физических лиц.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22.08.2012г. N 03-02-07/1-202 «О представлении налоговых деклараций»:

Налоговая декларация (расчет) может быть подана налогоплательщиком лично или через представителя. Ее можно отправить по почте или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При подаче налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее на бумажном носителе.

Налогоплательщики обязаны в течение 4 лет хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. При этом НК РФ не обязывает хранить на бумажном носителе документы, составленные в электронной форме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17.07.12г. № 03-11-11/208 О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли:

ИП, применяющие ЕНВД, не платят НДФЛ и налог на имущество физлиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и имущества, используемого в ней). Такие ИП также не признаются плательщиками НДС в отношении операций, облагаемых этим налогом (кроме ввоза товаров в Россию).

В ЕГРИП указываются коды деятельности (по ОКВЭД), осуществляемой ИП в целях извлечения дохода. Доходы, полученные от такой деятельности, признаются доходами от предпринимательской деятельности. Они учитываются отдельно от тех, которые получены от других источников.

Налогоплательщики должны представлять налоговые декларации по каждому из уплачиваемых ими налогов (если иное не предусмотрено законодательством). При этом декларации подаются независимо от результатов предпринимательской деятельности. Если ИП, применяющий ЕНВД, не признается плательщиком иных налогов, он не должен представлять декларации по ним. Кроме того, не подаются декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных режимов, или имущества, используемого для нее.

Таким образом, если ИП не осуществляет иную деятельность кроме той, которая подпадает под ЕНВД, он не должен представлять декларации по иным налогам.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16.07.12г. № 03-02-07/1-176 Об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога:

Обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной с момента предъявления лицом в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом на счете налогоплательщика должно быть достаточно средств для внесения налога.

Если лицо неправильно указало номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, и вследствие этого деньги не были переведены, упомянутая выше обязанность не признается исполненной.

Если налогоплательщик обнаружил ошибку в поручении на перечисление налога, которая не препятствует зачислению средств на счет Казначейства России, он может обратиться с заявлением об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика. Оно подается в налоговый орган по месту учета. Специальный срок для принятия решения об уточнении платежа не установлен.

Обращено внимание на то, что для уточнения названных показателей важно, чтобы в расчетном документе был указан именно тот налог, который вносится.

Кроме того разъяснено, что КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Он может быть уточнен, в частности, при устранении ошибки в разрядах этого кода. Учет налогов осуществляется соответствующими органами по КБК, указанным плательщиками в поле 104 расчетного документа.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17.07.12г. № 03-03-06/1/339 О представлении уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль при обнаружении ошибок:

Если налогоплательщик обнаружил в поданной им декларации факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, он обязан внести в декларацию необходимые изменения и представить ее уточненный вариант. Если занижения подлежащей уплате суммы налога не произошло, уточненная декларация подается по желанию налогоплательщика. Если это происходит после истечения установленного срока, то декларация представленной с нарушением срока не считается.

Положения НК РФ о пересчете налоговой базы за период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам, также применяются в случаях излишней уплаты налога из-за ошибок.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2011г. N 03-02-08/110 Об ответственности за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок:

Указано, что отсутствие суммы налога к уплате само по себе не освобождает от обязанности представления декларации по нему. Такая обязанность возникает в силу норм, относящих соответствующее лицо к числу налогоплательщиков.

Изменениями в НК РФ с 100 до 1 000 руб. был увеличен минимальный размер штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Он применяется не только в случаях, когда штраф, исчисленный исходя из налога, подлежащего уплате на основании декларации, не превышает его минимальный размер. Это также ситуация, при которой указанная в декларации сумма налога уплачена полностью или когда представляется "нулевая декларация".

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 октября 2011г. N 03-02-08/108 Об ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок:

Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган в установленный законом срок налоговую декларацию. Как пояснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17.03.2003 N 71, это обязательно и в случае отсутствия суммы налога к уплате.

За невыполнение данного требования ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность. Минимальный штраф - 1 000 руб. Он взыскивается в случае, когда сумма штрафа, исчисленная исходя из размера подлежащего уплате на основании декларации налога, не превышает 1 000 руб. Кроме того, минимальный штраф налагается и в ситуации, когда указанная в декларации сумма налога полностью внесена либо ее величина равна нулю.

Должностные лица за нарушение сроков представления налоговой декларации могут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ (предупреждение или штраф). Это не касается граждан, занимающихся бизнесом без образования юридического лица.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 сентября 2011г. N 03-02-07/1-349 О списании суммы излишне уплаченных пеней и штрафов:

НК РФ не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов. Налогоплательщик может обратиться с заявлением о таком списании.

НК РФ не препятствует налоговому органу списать соответствующие суммы, в отношении которых истек срок для подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченного налога.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 сентября 2011г. N 03-02-07/1-336:

На основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в этом) направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, штрафа.

В требовании, в частности, указывается срок его исполнения. Приводятся меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются, если налогоплательщик не исполнит требование в срок, указанный в этом документе.

В соответствии с НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения, если в нем не указан более продолжительный период времени.

Срок, обозначенный в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не изменяет установленный законодательно срок уплаты налога.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2011г. N 18180/10:

Президиум ВАС РФ дал разъяснения относительно того, с какого момента должен исчисляться срок на возврат излишне уплаченных сумм налога.

НК РФ закрепляет положения, которые касаются случаев возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов. В этих нормах началом течения трехлетнего срока давности для обращения в суд с иском определен момент, когда налогоплательщик узнал (или должен был) о факте излишнего взыскания с него налога. Это связано с тем, что действия налогового органа по взысканию сумм налога могут не совпадать с моментом, когда налогоплательщик узнает о них.

НК РФ специально регулирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога. Согласно этим нормам срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком (т. е. с момента, когда он самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом).

Для возврата переплаты нужно направить заявление в налоговый орган, которое он обязан рассмотреть в соответствии с определенными в ней правилами и принять решение. При отказе в удовлетворении заявления либо неполучении ответа в установленный законом срок налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога. Возврат переплаты допускается только после проведения налоговым органом зачета такой суммы в счет погашения недоимки.

Обращение налогоплательщика в суд без соблюдения подобного порядка означало бы, что на суд необоснованно перекладывается обязанность налогового органа проверить документы налогоплательщика с целью установления наличия или отсутствия у него недоимки.

Срок на возврат переплаты исчисляется с даты уплаты налогоплательщиком налога, а не с момента, когда он узнал о том, что налог внесен ошибочно.

Довод об ошибочной уплате налога из-за недостаточной компетентности персонала налогоплательщика не может рассматриваться как основание для того, чтобы исчислять срок давности не с даты внесения сумм, а с момента, когда ему об этом стало известно.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 сентября 2011г. N 03-05-06-03/75:

Госпошлина вносится до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий. При этом она должна быть уплачена в размере, действующем на день обращения.

Если с даты внесения госпошлины до дня обращения она увеличилась, то возникшую разницу необходимо доплатить.